С целью фиксации сообщений о фактах нарушений и произошедших авариях на поднадзорных объектах в Приволжском управлении Ростехнадзора организована работа "телефона доверия" +7(843)231-17-32

Приволжское управление Ростехнадзора завершило расследование аварии на ПАО «Нижнекамскнефтехим»

23.08.2019 Приволжское управление Ростехнадзора завершило расследование аварии, происшедшей на опасном производственном объекте «Площадка производства изопрен-мономера» ПАО «Нижнекамскнефтехим». Напомним, что трагедия произошла 19 апреля 2019 года в 16 часов 47 минут. В результате пострадало 17 человек, четыре погибших.

Комиссией под председательством руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Бориса Петрова была проведена работа по установлению причин аварии. В комиссию также входили представители, ПАО «Нижнекамскнефтехим», ООО СМОК», ООО «Причал», Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ, Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, Татарстанской республиканской организации Общественной организации российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности, МЧС по РТ, Казанского филиала АО «СОГАЗ», Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ. Также в заседаниях комиссии принимали участие родственники пострадавших.

На основании изучения технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц, комиссией сделаны следующие выводы о причинах аварии.
Технические причины:
1. Воспламенение углеводородов на наружной установке БК-3 цеха № 1813 привело к термическим ожогам работников организаций ООО «СМОК», ООО «Причал», привлеченных к проведению капитального ремонта.

2. Образование взрывоопасной концентрации углеводородов в смеси с кислородом воздуха на нижней отметке емкостей поз. 401/1,2, 415/1,2 произошло в результате истечения газообразных углеводородов из емкости поз. 415/2 через разгерметизированный фланец погружного уровнемера.

3. Наиболее вероятным источником воспламенения газовоздушной смеси могли послужить искры при проведении ремонтных и огневых работ.

4. Истечение газообразных углеводородов из емкости поз. 415/2 через разгерметизированный фланец погружного уровнемера явилось - залповое поступление углеводородов в емкость поз. 415/2 из сепаратора поз 445/1 по трубопроводу, который не был отсечен запорной арматурой в период подготовки к капитальному ремонту.

5. Причиной залпового попадания углеводородов в емкость поз. 415/2 явилось - таяние ранее образовавшейся «гидратной» пробки (влага в застывшем состоянии - лед) на линии между сепаратором поз. 445/1 и конденсатором поз. 417/1, которая сдерживала выход углеводородов из контура технологических аппаратов в емкость поз.415/2 (сборник жидких углеводородов), оставшихся в оборудовании в процессе останова установки на капитальный ремонт.

6. Причиной образования «гидратной» пробки на линии между сепаратором поз. 445/1 и конденсатором поз. 417/1, явилось наличие растворенной влаги в контактном газе, ее осаждение с кристаллизацией в трубной части аппарата в результате теплообмена через стенки трубок с жидким пропаном, поступавшим в теплообменник поз. 417/1 с контура пропанового холода после остановки контура контактного газа.

Организационные причины:
1. Не обеспечено соблюдение требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» при проведении работ по снятию уровнемера на емкости поз.415/2.

2. Выполненные работы по подготовке объекта к ремонту работниками, осуществляющими эксплуатацию объекта, под руководством лица, ответственного за подготовку и сдачу объекта в ремонт, не соответствуют требованиям технологического регламента, инструкций по эксплуатации и безопасному проведению ремонтных работ. В ходе нарушений при подготовке установки БК-3 цеха № 1813 к капитальному ремонту, во внутренних полостях оборудования допущено оставление опасных веществ. По окончании выполнения подготовительных работ не обеспечена проверка полноты и качества их выполнения.

3. Снятие погружного уровнемера на емкости поз. № 415/2 совместно производственным персоналом цеха № 1813 и цеха № 4814 ПАО «Нижнекамскнефтехим» без последующей установки заглушки на фланцевом соединении штуцера емкости.

4. Отключенная система автоматического контроля загазованности на наружной установке БК-3, которая должна обеспечивать постоянный контроль за состоянием воздушной среды в пределах объекта, не зафиксировала образование газо-воздушного облака на наружной установке БК-3.

5. При разработке технологического регламента по цеху № 1813 не предусмотрен порядок действий по останову оборудования в условиях, когда произведен останов контура контактного газа при работающем контуре пропанового холода, технологическая схема регламента не соответствует действительному расположению оборудования КИПиА на технологической установке в частности уровнемер на емкости поз.415/2.

6. Отсутствие координации работ со стороны эксплуатирующей организации при выполнении капитального ремонта установки несколькими подрядными организациями, подрядными организациями не разработаны: план подготовительных работ, проект производства работ и сетевой (линейный) график выполнения работ в условиях сокращения сроков проведения капитального ремонта.

Следует отметить, что все представители ПАО «Нижнекамскнефтехим» и представитель подрядной организации ООО «СМОК», включенные в состав комиссии по техническому расследованию, не в полном объеме согласились с выводами комиссии, и представили особое мнение. Разногласия возникли по ряду зафиксированных нарушений требований промышленной безопасности и охраны труда со стороны руководства и первых лиц ПАО «Нижнекамскнефтехим», а также раздела ответственности за допущенную аварию.

По итогам расследования к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ привлечено юридическое лицо ПАО «Нижнекамскнефтехим» на сумму 1 миллион рублей. Так же возбуждены административные производства в отношении юридических лиц – подрядных организаций ООО «СМОК» и ООО «Причал». На внеочередную аттестацию в Центральную аттестационную комиссию Ростехнадзора направлены руководители и специалисты причастные к аварии. Так же подготовлены материалы административного производства о привлечении отдельных должностных лиц к административной ответственности в виде дисквалификации.
Административное производство в отношении должностных лиц причастных к аварии будет рассмотрено с учетом выводов следственного управления Следственного комитета РФ по РТ.

Отметим, что данный случай перекликается с предыдущими авариями, которые происходили на ПАО «Нижнекамскнефтехим». Это говорит о системности нарушений на предприятии и недостаточной работе в области промышленной безопасности, и в данном случае, проблемы человеческого фактора отходят на второй план.

Следует отметить, что на объектах нефтегазохимического комплекса в Республике Татарстан выявляются нарушения промышленной безопасности. С 2010 по 2019 годы на объектах нефтегазохимического комплекса в Республике произошло 25 аварий. Сорок два человека пострадало, из них 12 погибло. Число аварий высоко стабильно последние три года, количество жертв аварий также с каждым годом растет. Чтобы ситуация в вопросах безопасности на основных крупных предприятиях нефтехимии изменилась в лучшую сторону, необходимы кардинальные решения в данной области со стороны организаций, эксплуатирующих ОПО.

Источник:  Приволжское управление Ростехнадзора

Возврат к списку